15/01/2015

ДОПОГ 2015. Основные изменения

С 1 января вступил в силу ДОПОГ 2015. ДОПОГ 2013 будет действовать до 30 июня 2015 года.

Со всеми изменениями в ДОПОГ, которые вступили в силу с 1 января 2015 года, можно ознакомиться на сайте ЕЭК ООН. Мы остановимся только на основных изменениях, которые касаются, в первую очередь, перевозчиков и отправителей опасных грузов.

Маркировка

В ДОПОГ 2015 более детализированы требования к размерам элементов маркировки. Так уточнили, что высота букв в надписях «Транспортный пакет» (на пакетах с опасными грузами), «АВАРИЙНАЯ», «АВАРИЙНЫЙ» (соответственно на аварийной таре и аварийных сосудах под давлением) должна быть не менее 12 мм. Уточнены размеры знаков опасности и маркировочных знаков. В основном это касается толщины линий на знаках. Поэтому всем предприятиям, изготавливающим элементы маркировки необходимо проверить их соответствие установленным требованиям.

Изменен размер знака, предупреждающего о фумигации (рис. 1). Ранее этот знак имел размеры не менее 300 на 250 мм. В соответствии с ДОПОГ 2015 знак должен иметь размеры не менее 400 на 300 мм.

Знак, предупреждающий о фумигации

Рис. 1. Знак, предупреждающий о фумигации

Маркировочный знак для веществ, перевозимых при повышенной температуре (рис. 2), в соответствии с ДОПОГ 2015, должен наноситься на все контейнеры-цистерны, переносные цистерны, специализированные транспортные средства или контейнеры, специально оборудованные транспортные средства или контейнеры, в которых перевозятся вещества в жидком состоянии при температуре 100 ºС и выше или вещества в твердом состоянии при температуре 240 ºС и выше. Ранее им маркировались грузовые транспортные единицы только при перевозке опасных грузов с номерами ООН 3256, 3257 и 3258.

Знак для веществ, перевозимых при повышенной температуре

Рис. 2. Знак для веществ, перевозимых при повышенной температуре

Изменены требования в отношении маркировки знаком, предупреждающим об опасности асфиксии (удушья) (рис. 3). В соответствии с ДОПОГ 2015 этот знак может не крепиться к транспортному средству или контейнеру, если в нем реальная опасность асфиксии отсутствует. Эта опасность оценивается самими участниками перевозки с учетом свойств и количества вещества, используемого для охлаждения или кондиционирования, продолжительности перевозки и типа используемых средств удержания. Как правило, считается, что упаковки с сухим льдом в качестве хладагента такой опасности не представляют.

Знак, предупреждающий об асфиксии

Рис. 3. Знак, предупреждающий об асфиксии

В ДОПОГ 2015 изменены требования к размеру уменьшенных табличек оранжевого цвета. Ранее эти таблички должны были иметь размер не менее 300 на 120 мм, что с учетом требований к огнестойкости креплений этих табличек, на определенных моделях транспортных средств не всегда позволяло выполнить требования ДОПОГ. ДОПОГ 2015 дает перевозчикам некоторую свободу в отношении размеров уменьшенных табличек оранжевого цвета. Если площадь поверхности транспортного средства не позволяет прикрепить таблички таких размеров, то могут применяться уменьшенные таблички оранжевого цвета, размер основания которых может варьироваться в пределах от 300 до 400 мм, размер высоты от 120 до 300 мм (рис. 4).

Уменьшенные таблички оранжевого цвета

Рис. 4. Уменьшенные таблички оранжевого цвета

Изменились требования к маркировке прицепов-цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов, которые отцеплены от тягача. Если прицеп, в котором содержатся опасные грузы, отцеплен от буксирующего его транспортного средства в ходе перевозки опасных грузов, табличка оранжевого цвета должна оставаться прикрепленной сзади прицепа. Если на боковых поверхностях прицепа-цистерны, в котором содержатся опасные грузы с номерами ООН 1202, 1203, 1223, или авиационное топливо с номерами ООН 1268, 1863, таблички оранжевого цвета отсутствуют, эта табличка должна соответствовать наиболее опасному из веществ, загруженных в цистерну.

Перевозочные документы

В ДОПОГ 2015 внесены изменения в письменные инструкции, свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов и свидетельство о загрузке большого контейнера/транспортного средства.

В письменных инструкциях изменили первую и последнюю страницы. На первой странице изменили пункт, касающийся запрета курения. Теперь этот запрет также касается использования электронных сигарет и других подобных устройств. На последней странице убрали пояснения к некоторым предметам дополнительного оборудования. Письменные инструкции, соответствующие требованиям ДОПОГ, применяемым до 31 декабря 2014 года, но не соответствующие, однако, требованиям раздела 5.4.3 ДОПОГ, применяемым с 1 января 2015 года, могут по-прежнему использоваться до 30 июня 2017 года.

В примечании 1 к свидетельству о допущении транспортных средств заменили «Директиву 97/27/ЕС» на «Директиву 2007/46/EC». Свидетельства о допущении, соответствующие образцу, приведенному в подразделе 9.1.3.5 ДОПОГ, применяемом с 1 января 2009 года до 31 декабря 2014 года, могут по-прежнему использоваться.

В свидетельстве о загрузке большого контейнера изменили 8 пункт, в котором говорилось об особенностях перевозки контейнеров, в которых для охлаждения груза используется сухой лед. Этот пункт изложили в новой редакции «".8 если для целей охлаждения или кондиционирования используются вещества, представляющие опасность асфиксии (такие, как сухой лед (№ ООН 1845), или азот охлажденный жидкий (№ ООН 1977), или аргон охлажденный жидкий (№ ООН 1951)), контейнер/транспортное средство имеет снаружи маркировку в соответствии с подразделом 5.5.3.6 (МКМПОГ);».

Кроме того, ДОПОГ 2015 обязывает Договаривающиеся стороны Соглашения передавать секретариату ЕЭК ООН образцы национальных Свидетельств ДОПОГ о подготовке водителя для размещения их на сайте ЕЭК ООН. 

Требования к членам экипажа транспортного средства

Все запреты, связанные с курением, согласно ДОПОГ 2015 включают запреты на использование электронных сигарет и других подобных устройств.

При перевозке опасного груза членам экипажа запрещается:

  • использовать переносные осветительные приборы, которые имеют открытое пламя или открытые металлические поверхности, способные приводить к искрообразованию, а также курить, использовать электронные сигареты и другие аналогичные устройства, огонь или открытое пламя на транспортных средствах с опасными грузами класса 1 и возле них;
  • курить, использовать электронные сигареты и другие аналогичные устройства, вблизи транспортных средств и внутри них во время выполнения погрузочно-разгрузочных операций.

Освобождения, связанные с перевозкой опасных грузов

В ДОПОГ 2015 добавлены и изменены некоторые освобождения, связанные с перевозкой опасных грузов.

В ДОПОГ 2015 изменены единицы измерения максимальных количеств опасных грузов, на которые распространяются освобождения, предусмотренные подразделом 1.1.3.6. Ниже приведены только те позиции, которые были изменены. В таблице подраздела 1.1.3.6.3 ДОПОГ термин «Максимальное общее количество веществ или изделий на транспортную единицу» означает:

  • для жидкостей — общее количество содержащихся опасных грузов в литрах;
  • для сжатых газов, адсорбированных газов и химических продуктов под давлением — вместимость сосудов по воде в литрах.

Положения ДОПОГ 2015 не распространяются на те же опасные грузы, что и ДОПОГ 2013, а также на:

  • упаковки, содержащие опасные для окружающей среды вещества, которые не обладают другими видами опасности (№ ООН 3082 и 3077),  в количестве не более 5 л в случае жидкостей или не более 5 кг (масса нетто) в случае твердых веществ, не подпадают под требования ДОПОГ;
  • жидкое топливо, содержащееся в топливных баках внедорожной подвижной техники, которая перевозится в качестве груза, если это топливо предназначено для обеспечения тяги или для функционирования любого оборудования такой техники. Топливо может перевозиться во встроенных топливных баках, которые непосредственно соединены с двигателем транспортного средства и (или) оборудованием и соответствуют требованиям нормативно-правовых актов. При необходимости эта техника должна грузиться стоймя и закрепляться во избежание опрокидывания;
  • системы аккумулирования и производства электроэнергии, установленные в транспортном средстве, осуществляющем перевозку, предназначенные для обеспечения его движения или функционирования любого его оборудования;
  • системы аккумулирования и производства электроэнергии, содержащиеся в оборудовании, используемом или предназначенном для использования в ходе перевозки (например, переносной компьютер), предназначенные для обеспечения его функционирования.

В ДОПОГ 2015 изменены освобождения, связанные с перевозкой ламп. Так, положения ДОПОГ не распространяются на:

  1. Лампы, которые собираются у физических лиц и перевозятся в пункты сбора или переработки, и лампы, перевозимые физическими лицами в такие пункты, а также на лампы, перевозимые между пунктами сбора, промежуточной переработки или утилизации.
  2. Лампы, изготовленные в соответствии с сертифицированной программой обеспечения качества, при условии, что:
  • каждая лампа содержит не более 1 г опасных грузов, а в упаковке содержится не более 30 г опасных грузов;
  • каждая лампа упакована во внутреннюю тару или отделена от других ламп перегородками, или прокладочным материалом, защищающим лампу;
  • лампы помещены в прочную наружную тару, способную выдержать испытание на падение с высоты 1,2 м.
  1. Использованные, поврежденные или имеющие дефекты лампы, перевозимые из пункта сбора или переработки, при условии, что:
  • каждая лампа содержит не более 1 г опасных грузов, а в упаковке содержится не более 30 г опасных грузов;
  • лампы помещены в прочную наружную тару, способную предотвратить высвобождение содержимого в обычных условиях перевозки и выдержать испытание на падение с высоты 1,2 м/
  1. Лампы, содержащие только окисляющие и удушающие газы, при условии, что в случае их разрыва эффект разбрасывания ограничивается упаковкой.

Примечание. Все освобождения, касающиеся ламп, не применяются к лампам, если они содержат радиоактивные материалы или более 1 кг ртути.

Классификация опасных грузов

В класс 2 «Газы» добавили новую (девятую) группу газов — адсорбированные газы. Адсорбированные газы — газы, которые будучи загружены для перевозки, адсорбированы на твердом пористом материале, в результате чего внутреннее давление в сосуде составляет менее 101,3 кПа при 20 °C или менее 300 кПа при 50 °C.

Порожняя неочищенная тара или крупногабаритная тара либо порожние неочищенные КСГМГ или их части, которые перевозятся с целью удаления, утилизации или рекуперации их материала, кроме восстановления, ремонта, текущего обслуживания, реконструкции или повторного использования, могут быть отнесены к № ООН 3509 (класс 9 «Прочие опасные вещества и изделия»), если они отвечают требованиям, предъявляемым к этой позиции.

Новые позиции в Перечне опасных грузов

В Перечне опасных грузов по номерам ООН в ДОПОГ 2015 добавилось 20 новых позиций. В ДОПОГ 2015 года Перечень содержит 3526 номеров ООН. В основном добавили позиции (номера ООН) по новой группе газов — адсорбированные газы.

Также в Перечень опасных грузов добавлена позиция № ООН 3509 ТАРА ОТБРАКОВАННАЯ ПОРОЖНЯЯ НЕОЧИЩЕННАЯ под которой можно перевозить порожнюю неочищенную тару для ее утилизации или переработки. Однако мы не рекомендуем перевозить порожнюю тару из-под опасных грузов под этим номером ООН, поскольку при этом возникнет необходимость в выполнении множества дополнительных требований таких, как изменение маркировки упаковок, сортировка тары по видам опасности, внесение сложных (я бы сказал, необычных) записей в транспортный документ и т.п. Легче перевозить порожнюю неочищенную тару из-под опасных грузов под номером ООН, относящимся к последнему веществу, перевозившемуся в этой таре, воспользовавшись освобождениями подраздела 1.1.3.6 ДОПОГ.

Перевозка навалом (насыпью)

В ДОПОГ 2015 по новому определяется возможность перевозки опасных грузов навалом (насыпью) в транспортных средствах и контейнерах. Также изменен подход к определению требований к кузовам транспортных средств и контейнерам, используемым для перевозки навалочных грузов.

В соответствии с ДОПОГ 2015 навалом (насыпью) в транспортных средствах и контейнерах могут перевозиться только те опасные грузы, для которых

в колонке 17 Перечня опасных грузов указан буквенно-цифровой код, начинающийся с букв «VC» или ссылка на пункт ДОПОГ (рис. 5). Установлено три таких кода:

VС1 — для перевозки груза разрешается использовать крытые брезентом транспортные средства и контейнеры;

VС2 — для перевозки груза разрешается использовать закрытые транспортные средства и контейнеры;

VС3 — для перевозки груза разрешается использовать специально оборудованные транспортные средства, конструкция которых соответствует стандарту, признанному компетентным органом страны-производителя. Если эта страна не является страной-участницей ДОПОГ, то установленные требования должны быть признаны компетентным органом первой страны, являющейся Договаривающейся стороной ДОПОГ, по маршруту перевозки груза.

Перевозка навалом (насыпью) в Перечню опасных грузов

Рис. 5. Определение специальных положений, касающихся перевозки навалом (насыпью) по Перечню опасных грузов

Дополнительные требования к кузовам транспортных средств и контейнерам, используемым для перевозки опасного груза навалом (насыпью), могут устанавливаться буквенно-цифровыми кодами, начинающимися с букв «AP», указанными для груза в колонке 17 Перечня опасных грузов (рис. 5).

Например одним из нововведений является необходимость маркировки закрытых контейнеров и транспортных средств в которых перевозятся навалочные опасные грузы класса 4.3 для которых в колонке 17 Перечня опасных грузов указано специальное положение «AP5» надписью «Внимание! Нет вентиляции, открывать осторожно».