21/11/2019

Отказ от согласований маршрутов дорожной перевозки опасных грузов: мечта или реальность?

Ограничение проезда транспортных средств с определенными опасными грузами через коммерческие, жилые или экологически чувствительные районы – важный аспект обеспечения безопасности перевозок таких грузов. Эти ограничения применяются фактически во всех странах.

В Украине для определения участков автомобильных дорог и улиц, разрешенных для движения транспортных средств с опасными грузами, используются обычно согласования маршрута движения транспортных средств при дорожной перевозке опасных грузов, которые выдаются Национальной полицией Украины.

Однако согласование маршрутов дорожной перевозки опасных грузов с Национальной полицией Украины в последнее время вызывает большие нарекания со стороны автомобильных перевозчиков опасных грузов. Недовольство способом установления маршрутов движения транспортных средств с опасными грузами высказывают и европейские эксперты. 

Еще с 90-х годов в Украине установление маршрутов движения транспортных средств с опасными грузами, обозначенных информационными таблицами опасного груза, осуществлялось путем согласования маршрутов движения с Госавтоинспекцией МВД Украины. Приказ МВД от 19.09.2013 № 904 предусматривал значительные упрощения для автомобильных перевозчиков опасных грузов. А именно, существенно ограничивался перечень опасных грузов, маршруты перевозки которых подлежат согласованию с Госавтоинспекцией МВД Украины. Так, согласно требованиям этого приказа получать согласование Госавтоинспекции МВД Украины необходимо было только в случае перевозки опасных грузов повышенной опасности.  Кроме того, приказом предполагалось, что международные перевозки грузов повышенной опасности на маршрутах, утвержденных Министерством инфраструктуры Украины и Госавтоинспекцией МВД Украины, осуществляются без согласования дорожной перевозки опасных грузов Госавтоинспекцией МВД Украины.

Грузы повышенной опасности – это отдельная категория опасных грузов, к которой отнесены грузы, которые могут использоваться не по назначению, а в террористических целях и тем самым привести к серьезным последствиям, таким как многочисленные человеческие потери, массовые разрушения или, особенно в случае радиоактивных материалов, массовым социально-экономическим потрясениям. Грузы повышенной опасности перечислены в главе 1.10 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). 

Следует отметить, что подобный подход для определения дорог и улиц, разрешенных для проезда транспортными средствами с определенными опасными грузами, применяется только в некоторых странах постсоветского пространства, например в Украине, России, Белоруссии, Казахстане и др. При перевозке таких опасных грузов водители для определения разрешенных для проезда участков автомобильных дорог и улиц должны руководствоваться разрешительным документом (согласование маршрута, специальное разрешение или другой разрешительный документ) с указанным в нем маршрутом перевозки. 

Этот подход имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, для согласования маршрута движения транспортных средств при дорожной перевозке опасных грузов автомобильный перевозчик должен заранее знать, какой груз он будет перевозить, каким маршрутом, в каком количестве, какими транспортными средствами и т.п., что в современных условиях рынка автомобильных перевозок создает значительные препятствия для осуществления хозяйственной деятельности. Во-вторых, согласование маршрута дорожной перевозки опасных грузов в нашей стране оформляется исключительно на украинском языке, поэтому непонятно, каким образом иностранные водители, которые не владеют украинским языком, по этому документу смогут определить разрешенные для движения участки дорог и улиц. Вместе с тем, согласно требованиям ДОПОГ, транспортный документ, который содержит информацию о перевозимом опасном грузе, а также многие другие документы, которые содержат условия перевозки груза, должны быть составлены на официальном языке страны отправления и, кроме того, если этот язык не является английским, немецким или французским, – на одном из этих языков. Письменные инструкции, которые выдаются автомобильным перевозчиком членам экипажа на случай чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате аварии при перевозке, согласно положениям настоящего соглашения, составляются на языке(ах), на котором(ых) каждый член экипажа может читать и который(е) он понимает. В-третьих, согласование маршрута осуществляется только при перевозке грузов повышенной опасности. Однако и другие опасные грузы, которые считаются непригодными для использования в террористических целях, также могут создавать значительную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды и материальных ценностей. Поэтому всегда будет существовать необходимость установления запретов на движение транспортных средств с опасными грузами, которые не относятся к грузам повышенной опасности, по улицам, которые проходят рядом с учебными заведениями, парками, стадионами и т.п. Таким образом, несмотря на согласование дорожной перевозки опасных грузов, все равно необходимо принимать дополнительные меры относительно ограничения движения транспортных средств с опасными грузами через коммерческие или жилые районы, экологически чувствительные районы и т.п. К тому же согласование маршрутов дорожной перевозки грузов повышенной опасности с компетентными органами не применяется ни в одной стране Европейского Союза.

Для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов по своей территории согласно требованиям пункта 1 статье 4 ДОПОГ и раздела 1.9.2 приложения А ДОПОГ за каждой договорной страной настоящего соглашения остается право на применение к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы по ее территории, определенных дополнительных требований. В частности, таким дополнительным требованием является установление маршрута движения транспортных средств с опасными грузами по конкретным улицам и дорогам с целью недопущения их проезда через коммерческие или жилые районы, экологически чувствительные районы, промышленные зоны с опасными объектами или по дорогам, которые представляют серьезную физическую опасность для участников движения.

При этом ДОПОГ не предусматривает никаких требований к тому, каким образом будут устанавливаться ограничения на движение транспортных средств с опасными грузами. На территории Европейского Сообщества маршруты движения транспортных средств с опасными грузами устанавливаются путем применения соответствующих дорожных знаков.

Рисунок дорожных знаков регулирующих движение транспортных средств с опасными грузами

Несмотря на все эти факты, новыми Правилами дорожной перевозки опасных грузов, утвержденными приказом МВД от 04.08.2018 № 656, никаких существенных изменений в порядок установления маршрутов движения транспортных средств с опасными грузами внесено не было, кроме того, что согласование маршрутов движения транспортных средств с опасными грузами было возложено на Национальную полицию Украины. 

Новыми инициативами в законодательстве в сфере перевозки опасных грузов, предусмотренных законопроектами 1193 и 1193-1, также не предусматривается решение проблем, которые накопились в Украине из-за несовершенства системы установления разрешенных маршрутов движения транспортных средств с опасными грузами. Этими законопроектами, кроме перекладывания согласования маршрутов дорожной перевозки опасных грузов на Государственную службу Украины по безопасности на транспорте, также предполагается установление отдельного перечня грузов повышенной опасности на территории Украины, который создаст только дополнительные проблемы для автомобильных перевозчиков опасных грузов.

И дело даже не в том, что согласно положениям главы 1.9 ДОПОГ за договорными странами настоящего Соглашения (Украина присоединилась к ДОПОГ в 2000 году) не остается права самостоятельно изменять перечень грузов повышенной опасности. Дело в том, что как только национальным законодательством будет установлен отдельный перечень грузов повышенной опасности, сразу возникнет не один перечень грузов, перевозка которых, как планируется, подлежит согласованию с компетентным органом, а как минимум два перечня таких грузов.

На практике это означает создание неравных условий конкуренции с иностранными автомобильными перевозчиками, а также осложнений во время контроля дорожной перевозки опасных грузов, поскольку к международным и внутренним перевозкам будут применяться разные требования относительно определения разрешенных для движения маршрутов. Дело в том, что статью 26 Закона Украины «О перевозке опасных грузов» никто не отменял и едва ли она значительно изменится в дальнейшем. Согласно положениям этой статьи при международных перевозках положения правил, которые противоречат требованиям международного договора, не применяются. Такая ситуация, несомненно, приведет к путанице.

Второй проблемой, которую еще не осознают законотворцы, будет создание такого перечня. Сразу следует отметить, что включенный в ДОПОГ перечень грузов повышенной опасности можно только сократить, поскольку будет очень сложно обосновать, почему опасный груз, который во всем остальном мире считается непригодным для использования с террористическими целями, у нас становится грузом повышенной опасности, несмотря на то, что законы физики одинаковы для всех. Рано или поздно эта ситуация приведет к тому, что перечни в национальном нормативно-правовом акте и в ДОПОГ будут существенно отличаться, поскольку приложения к ДОПОГ переиздаются каждые два года. Например, в ДОПОГ 2019 перечень грузов повышенной опасности был изменен. В то же время практика законотворчества в сфере перевозки опасных грузов в Украине указывает на постоянное отставание национального законодательства от международного.

Но даже в случае сокращения перечня грузов повышенной опасности, с составлением компактного и четкого перечня могут возникнуть серьезные проблемы. Давайте вспомним предыдущие попытки составить подобные перечни на территории Украины. Одним из известнейших в свое время был перечень, включенный в Порядок получения разрешений на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе продуктов биотехнологии и других биологических агентов, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 20.06.1995 № 440. Раздел "Химические вещества остронаправленного действия" этого перечня включал водород и его соединения. Однако, как отмечается в многочисленных учебниках по химии, водород – один из рекордсменов по количеству различных соединений. Среди простейших соединений водорода – его соединение с водой. То есть это значит, что в период с 1995 по 2012 год на перевозку воды нужно было получать разрешение в Министерстве экологии? Этот пример ясно указывает, что составление подобных перечней не давалось нашим законотворцам и раньше.

Давайте теперь посмотрим, как обстояли дела с более легкой задачей – определением степени опасности груза. Порядок и правила проведения обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий при перевозке опасных грузов утверждены постановлением Кабинета министров Украины от 01.06.2002 № 733. Согласно этому Порядку и правилам размер страховой суммы определяется классом и количеством перевозимого опасного груза. Скорее всего при разработке этого Порядка предполагалось, что чем больше потенциальная опасность груза, тем более вероятен убыток в случае аварии с таким грузом, и тем больше вероятность больших выплат.

Выглядит все логично: наибольшая страховая сумма установлена для опасных грузов класса 6, немного меньше – для грузов класса 1, еще немного меньше – для грузов классов 3 и 8, еще немного меньше – для грузов класса 7, еще немного меньше – для грузов классов 2, 4 и 5, и наименьшая сумма – для грузов класса 9. Казалось бы, все правильно, но так ли это? Конечно, нет! Все дело в том, что класс груза не указывает на его степень опасности! Также на неправильность такого подхода указывает и таблица приоритета опасных свойств, приведенная в подразделе 2.1.3.10 ДОПОГ. Так, если вещество отвечает критериям класса 6 и критериям класса 3 (для групп упаковки I или II), то оно согласно указанной таблице относится к классу 3, а страховая сумма для такого вещества будет меньше, чем для токсичного вещества, которое не владеет дополнительной опасностью, что противоречит логике законотворцев. Как видим, и с элементарным определением степени опасности грузов раньше справлялись не очень хорошо.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что все-таки необходимо придерживаться европейских подходов, которые предусматривают регулирование движения транспортных средств с опасными грузами с помощью дорожных знаков, а не путем выдачи специальных разрешений с указанным маршрутом перевозки. Однако и здесь все не так просто. Применить европейские подходы в Украине на сегодня невозможно из-за того, что в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета министров Украины от 10.10.2001 № 1306, неверно определена сфера действия дорожных знаков, предназначенных для регулирования движения таких транспортных средств. Приведем несколько примеров.

Дорожный знак 3.12 «Движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы, запрещено». 

Рисунок дорожного знака 3.12

Согласно положениям Правил дорожного движения, этот знак запрещает движение любого транспортного средства, которое перевозит опасный груз. Однако фактически все транспортные средства перевозят какие-либо опасные грузы, например, такие как мобильные телефоны (класс 9), аэрозольные распылители, огнетушители (класс 2) и многие другие вещества, которые являются опасными грузами. Правила дорожного движения не учитывают изъятия, связанные с перевозками опасных грузов, изложенные в разделе 1.1.3 ДОПОГ. Согласно Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах этот знак имеет несколько иное значение, а именно: «Движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы, для которых предусмотрены специальные указательные таблички, запрещено». То есть действие этого знака распространяется только на транспортные средства, обозначенные табличками оранжевого цвета.

Дорожный знак 3.13 «Движение транспортных средств, перевозящих взрывчатку, запрещено».

Рисунок дорожного знака 3.13

Вместе с тем в Правилах дорожного движения и других нормативно-правовых актах не определяется, какие вещества относятся к взрывчатке. Сфера действия этого знака также определена абсолютно неверно. Этот знак обычно запрещает движение транспортных средств, перевозящих свыше определенного количества взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ. И в национальном законодательстве должно определяться дополнительно максимальное количество указанных веществ, при перевозке которых на транспортном средстве разрешено движение на этот дорожный знак. Согласно Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах этот знак имеет другое значение, а именно: «Движение транспортных средств, перевозящих свыше определенного количества взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, запрещено».

Дорожный знак 3.14 "Движение транспортных средств, перевозящих вещества, которые загрязняют воду, запрещено".

Рисунок дорожного знака 3.14

Здесь также необходимо определить максимальное количество указанных веществ, при перевозке которых движение транспортных средств на данный дорожный знак не запрещается. Согласно Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах этот знак также имеет другое значение, а именно «Движение транспортных средств, перевозящих свыше определенного количества веществ, которые загрязняют воду, запрещено».

Дорожные знаки 4.18.1–4.18.3 "Направление движения транспортных средств с опасными грузами". Показывают разрешенное направление движения транспортных средств с опознавательным знаком "Знак опасности".

Рисунок дорожных знаков 4.18.1-4.18.3

Определение сферы действия дорожных знаков 4.18.1-4.18.3 полностью неверно, поскольку эти знаки предназначены для указания разрешенных направлений движения для транспортных средств, обозначенных табличками оранжевого цвета, а не знаками опасности.

Табличка к дорожным знакам 7.5.8 «Вид транспортного средства».

Рисунок таблички к дорожным знакам 7.5.8

Обычно на табличках к дорожным знакам, которые касаются транспортных средств с опасными грузами, используются символы дорожных знаков 3.12 или 3.14. Почему табличка имеет такой вид – непонятно.

Именно сейчас сложилась ситуация, когда автомобильные перевозчики имеют уникальную возможность воспрепятствовать внесению в Закон Украины «О перевозке опасных грузов» положения об обязательном согласовании маршрутов дорожной перевозки опасных грузов с Государственной службой Украины по безопасности на транспорте или другим компетентным органом Украины. Отказ от согласований маршрутов дорожной перевозки опасных грузов скорее всего приведет и к устранению вышеупомянутых несоответствий в Правилах дорожного движения, а также заставит местные органы власти уделить больше внимания регулированию движения транспортных средств с опасными грузами в пределах населенных пунктов или экологически чувствительных районов. Сделаем это вместе!