3/05/2020

Различия в наложении штрафов за нарушение ДОПОГ в Украине и ЕС

Посетители нашего сайта часто задают вопрос о том, как подходят к наложению штрафов за нарушения требований ДОПОГ/ADR в Украине и в других странах. Везде ли так, как у нас? Постараемся понять, в чем различия.

Посмотрим, как обстоит дело со штрафами за нарушение правил перевозки опасных грузов у нас

Как многим известно, в нашем Кодексе об административных правонарушениях есть статья, предусматривающая ответственность за нарушение Правил дорожной перевозки опасных грузов. Если кратко, то суть ее такова:

«Статья 132-1. Нарушение правил перевозки опасных грузов

Нарушение правил перевозки опасных грузов влечет наложение штрафа на:

  • водителей;
  • должностных лиц, ответственных за техническое состояние, оборудование, эксплуатацию транспортных средств;
  • уполномоченных по вопросам безопасности перевозки опасных грузов;
  • граждан — субъектов хозяйственной деятельности».

Статья 132-1 КоАП Нарушение правил перевозки опасных грузов

Казалось бы, формально ответственность распределена между водителем, ответственным за эксплуатацию транспортных средств, и уполномоченным, которого, по всей видимости, тоже должен назначить перевозчик, но на практике за все отвечает водитель, поскольку на дороге он остается один на один с проверяющими органами. И все потому, что указанная статья не предусматривает ответственности ни упаковщика, ни погрузчика, ни отправителя. 

При этом очевидно, что во многих случаях правильность упаковывания опасного груза при перевозке установить по внешнему виду упаковки невозможно. Как, например, по внешнему виду «еврокуба» установить, с какими материалами он испытывался на проницаемость? Как по внешнему виду ящика понять, что внутри есть абсорбирующий или прокладочный материал?

На лекциях мы говорим водителям, что когда опасный груз «начал движение», то обеспечивать безопасность его перевозки уже поздно, и получается, что у нас в стране водителя штрафуют за нарушения, которые совершают другие участники перевозки, а сами перевозки от этого безопаснее не становятся. Как помогут таблички, свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке опасных грузов и т.п. обеспечить безопасность водителя и сохранность груза, если, например, перевозка бензина проводится в обычных ведрах? Вы скажете: «Да кто же бензин в ведрах возит?». Вы не поверите, но возмущенные вопросы о том, почему на заправках не отгружают топливо в ведра, мы слышали не один раз. Да и емкости, которые часто у нас используют для перевозки опасных грузов, порой мало отличаются от ведер.

Собственно говоря, такая ситуация и является причиной и следствием того, что в нашей стране большинство важных требований по обеспечению сохранности опасного груза при перевозке и обеспечению безопасности персонала, занятого в перевозке, не выполняется.

Посмотрим теперь, как добиваются соблюдения установленных к перевозке опасных грузов требований в других странах

Остановимся на Германии, хотя в других странах Европейского Союза действуют похожие механизмы, но они во многом и более простые. Сразу нужно сказать, что не столько размеры штрафов, сколько их наложение на всех участников перевозки опасных грузов, виновных в совершении нарушения, позволяет добиться нужного результата. 

Особо следует отметить грамотность немецких полицейских, обусловленную не в последнюю очередь структурой немецкого законодательства в области перевозки опасных грузов, которое не дублирует ДОПОГ/ADR, а во всех случаях содержит на него только ссылки. Ссылок на различные пункты, разделы, подразделы и т.п. ДОПОГ/ADR в нем больше, чем в самом Соглашении, просто бесконечные ссылки. И пока вы дочитаете немецкие нормативные акты в этой сфере до конца, половина задачи уже будет выполнена — большую часть ДОПОГ/ADR вы просто будете знать на память, а ваш экземпляр Соглашения станет к тому времени очень потрепанным.

В Германии так же, как и у нас, есть закон о перевозке опасных грузов – это GGBefG. В нем, как и в нашем законе, распределены компетенции различных органов власти и организаций (среди них и находящийся у всех сегодня на слуху Институт Роберта Коха). Однако, в отличие от нашего закона, в нем четко разъясняется, что считается правонарушением в этой области. Интересным принципом законодательного регулирования в сфере перевозки опасных грузов является принцип единообразия: имеется ввиду, что при перевозке опасного груза для различных видов транспорта должны устанавливаться одинаковые требования.

Это объясняет, почему следующий документ, который мы рассмотрим, – немецкое положение о перевозке опасных грузов (GGVSEB), – касается не одного, а сразу трех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного и внутреннего водного.

В этом положении уже более детально распределены обязанности органов власти и различных учреждений со ссылками на соответствующие пункты ДОПОГ/ADR, МПОГ/RID и ВОПОГ/ADN, а также обязанности участников перевозки опасных грузов. При этом в Германии категорий участников перевозки опасных грузов больше, чем их определено в указанных Соглашениях. То есть обязанности участников перевозки опасных грузов в немецком законодательстве прописаны более детально, чем в международных соглашениях в сфере перевозки опасных грузов, но они не противоречат их положениям. Просто эти обязанности детально устанавливают, кто и что должен сделать для того, чтобы при перевозке требования ДОПОГ/ADR, МПОГ/RID и ВОПОГ/ADN были выполнены.

Однако все хорошо понимают, что в ДОПОГ/ADR, МПОГ/RID и ВОПОГ/ADN не все так просто, как этого бы хотелось. Поэтому, возможно, чтобы не вступать в противоречия со всеми остальными странами-участницами этих Соглашений, а может, чтобы облегчить выполнение Соглашений своим гражданам, в Германии разработали руководящие линии по применению этих Соглашений – (RSEB). Там и даны пояснения к самым сложным положениям ДОПОГ/ADR. Там можно найти ответы на вопросы, которые в других источниках найти не удается. В этих руководящих линиях приведен и каталог штрафов за нарушение правил перевозки опасных грузов, который включает около 300 позиций.

Каталог штрафов за нарушение требований ДОПОГ/ADR Германии

Получается, что в нашей стране всего одна позиция для всех нарушений – «нарушение правил перевозки опасных грузов», а у них около 300! При этом для каждой позиции указывается, какого вида транспорта касается нарушение, какой участник перевозки опасных грузов может быть привлечен к ответственности за это нарушение, в чем заключается суть нарушения, к какой категории (тяжкой, средней, легкой) относится это нарушение и какой размер штрафа за это нарушение установлен. Таким образом, в случае выявления одного или нескольких нарушений в Германии могут быть привлечены к ответственности все участники, виновные в его (их) совершении. На рисунках показаны извлечения из этого каталога штрафов.

Каталог штрафов за нарушение требований ДОПОГ/ADR Германии (пример 2)

Как говорится, почувствуйте разницу.