10/04/2012

Письменные инструкции при международной перевозке опасных грузов

В ДОПОГ 2009 были пересмотрены процедуры, касающиеся использования письменных инструкций и введен единый образец письменных инструкций на все опасные грузы. В ДОПОГ 2011 года этот образец был изменен.

Несмотря на то, что с момента введения этих требований прошло уже более 2-х лет, контролирующие органы выявляют значительное количество нарушений требований ДОПОГ, касающихся письменных инструкций.

В чем заключается основная проблема?

Основная причина нарушений заключается в том, что обязанность по составлению письменных инструкций и передаче их членам экипажа транспортного средства была переложена с грузоотправителя на перевозчика. При этом механизмы информирования об изменении требований субъектов перевозки опасных грузов оказались не столь эффективными, как предполагалось (во всяком случае, у нас в стране).

Для чего нужны письменные инструкции?

В письменных инструкциях содержится информация для членов экипажа о правильных действиях в случае аварии.

В письменных инструкциях указывается также перечень предметов дополнительного оборудования и средств индивидуальной защиты, необходимых членам экипажа транспортного средства для принятия соответствующих мер в случае аварии.

Кто обязан выдать письменные инструкции водителю при международных перевозках?

В соответствии с пунктом 5.4.3.2 ДОПОГ письменные инструкции должны передаваться перевозчиком экипажу транспортного средства до начала рейса.

До начал перевозки опасного груза члены экипажа транспортного средства должны получить информацию о погруженном опасном грузе и ознакомиться с письменными инструкциями, содержащими сведения о мерах, принимаемых в случае аварии или чрезвычайной ситуации.

Какие требования предъявляются к письменным инструкциям?

Письменные инструкции по форме и содержанию должны соответствовать образцу, приведенному в пункте 5.4.3.4 ДОПОГ. Они составляются на языке(ах), на котором(ых) каждый член экипажа может читать и который(е) он понимает (рис. 1).

При перевозке инструкции должны храниться в легкодоступном месте кабины транспортного средства.

Письменные инструкции не подписываются членами экипажа транспортного средства, персоналом грузоотправителя или прочими лицами. Также они не подлежат утверждению (согласованию) компетентными органами (например, ГАИ МВД Украины).

 

Купить письменные инструкции на украинском языке
Скачать письменные инструкции

 

Письменные инструкции в соответствии с ДОПОГ

Рис. 1. Письменные инструкции в соответствии с ДОПОГ

 

Могут ли компетентные органы требовать наличия на транспортном средстве предметов дополнительного оборудования, не указанных в письменных инструкциях?

Перечень предметов дополнительного оборудования, которые должны находиться на транспортном средстве при перевозке, зависит от знаков опасности, указанных в Перечне опасных грузов для этих грузов.

Работники компетентных органов при проведении контроля на дорогах не могут требовать наличия на транспортной единице, перевозящей опасные грузы, предметов дополнительного оборудования не предусмотренных в разделе 8.1.5 ДОПОГ. Это обусловлено тем, что на сегодня установлена единая форма письменных инструкций для всех опасных грузов и перечень дополнительного оборудования, приведенный на четвертой странице письменных инструкций, совпадает с разделом 8.1.5 ДОПОГ.

Могут ли грузоотправители требовать наличия на транспортном средстве предметов дополнительного оборудования, не указанных в письменных инструкциях?

ДОПОГ предусматривает только минимальные требования к комплектации транспортных средств дополнительным оборудованием. На территориях предприятий могут быть опасные объекты, значительные количества опасных веществ. Поэтому средств индивидуальной защиты, указанных в письменных инструкциях, не всегда достаточно для обеспечения защиты членов экипажа транспортного средства, и некоторые предприятия, отгружающие опасные грузы, могут устанавливать дополнительные требования к оборудованию транспортных средств, заезжающих на их территорию.