28/10/2017

О Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом

В связи с постоянным поступлением в последнее время большого количества обращений по вопросам, связанным с Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (далее — Лицензионные условия), специалистами Лаборатории ADR была дана правовая оценка положений данного документа, касающихся перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.  

1. Лицензионные условия не учитывают основного принципа регулирования перевозок опасных грузов, который состоит в том, что к перевозке одного опасного вещества или одного опасного изделия могут применяться разные требования в зависимости от их перевозимого количества и способа перевозки. Поскольку положения пунктов 16, 21, 34 Лицензионных условий не учитывают освобождения, предусмотренные разделом 1.1.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ), лицензиаты должны выполнять требования указанных пунктов Лицензионных условий даже тогда, когда их выполнение необязательно согласно положениям ДОПОГ, например, при перевозке опасных грузов в ограниченных количествах, опасных грузов в освобожденных количествах, опасных грузов без превышения максимальных количеств, указанных в подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ.

Основной принцип регулирования перевозок опасных грузов

2. В Лицензионных условиях не учитывается, что не все опасные отходы являются опасными грузами. Например, отходы свинца являются опасными отходами, но не являются опасным грузом при их перевозке автомобильным транспортом, поскольку они не удовлетворяют показателям и критериям, приведенным в главе 2.2 ДОПОГ. Аналогично промышленные изделия с содержанием ртути в количестве менее 1 килограмма, отправляющиеся на утилизацию или переработку, являются опасными отходами, но не являются опасным грузом согласно положениям главы 3.3 ДОПОГ. Лицензионные условия противоречат также действующему законодательству в сфере перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, поскольку устанавливают единые требования к субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по перевозке опасных грузов и опасных отходов грузовыми автомобилями, не учитывая, что эти отходы могут и не относиться к опасным грузам. К тому же, согласно Положению о Министерстве инфраструктуры Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров от 30.06.2015 № 460, и Законом Украины «Об отходах», установление дополнительных требований к обращению с отходами, которые не являются опасными грузами, не принадлежит к полномочиям Министерства инфраструктуры.

Опасные отходы не всегда являются опасными грузами

3. Согласно пункту 11 Лицензионных условий водители, осуществляющие перевозку опасных грузов и опасных отходов, должны иметь удостоверения водителя категорий «C», «C1», «CE», «C1E» и стаж работы по категориям «C», «C1», «CE», «C1E» не менее трех лет (для международных перевозок опасных грузов и опасных отходов грузовыми автомобилями, дополнительно, не менее одного года стажа работы по перевозке опасных грузов и опасных отходов). Согласно положениям законодательства Европейского Союза и многих других стран-участниц ДОПОГ основным критерием допуска водителей к перевозке опасных грузов является возраст водителя, прохождение им специального обучения и, в определенных случаях, сдача экзамена на знание требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов. Требования относительно наличия у водителей опыта установлены только в странах постсоветского пространства. К тому же почему-то считается, что работникам предприятий и госслужащим для получения современных знаний и опыта крайне необходима командировка за границу. При этом водителям разработчики Лицензионных условий предлагают приобретать опыт исключительно при внутренних перевозках, не принимая во внимание невыполнение грузоотправителями требований законодательства в сфере перевозки опасных грузов и отсутствие современных требований к креплению грузов на автомобильных транспортных средствах и неурегулированность требований к времени работы и отдыха водителей. Не уместнее ли было бы предоставить водителям возможность также набираться опыта за границей. Кроме того, требования пункта 11 Лицензионных условий противоречат положениям ДОПОГ, Конвенции о дорожном движении, Закону Украины «О дорожном движении» и Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 10.10.2001 № 1306, поскольку предусматривают обязательное наличие у водителей всех транспортных средств, перевозящих опасные грузы, удостоверения водителя категорий «C», «C1», «CE», «C1E», даже тогда, когда для перевозки используются транспортные средства категории B (автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 килограммов).

Транспортное средство разрешенной максимальной массой до 3500 кг

4. Положения пункта 15 Лицензионных условий, согласно которым уполномоченный (консультант) по вопросам безопасности перевозок опасных грузов должен быть владельцем, совладельцем, акционером, руководителем или работником автомобильного перевозчика, противоречат требованиям подраздела 1.8.3.4 ДОПОГ. Во-первых, корпоративная политика некоторых крупных европейских фирм не позволяет назначать внутренних консультантов по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, поскольку предполагает, что внешние консультанты (консультанты, которые не являются работниками предприятия), более качественно выполняют функции, предусмотренные разделом 1.8.3.3 ДОПОГ, чем консультанты, являющиеся работниками предприятия. Во-вторых, во время установления дополнительных требований к перевозке опасных грузов (особенно международных) необходимо учитывать распределение полномочий в этой сфере между центральными органами исполнительной власти, определенных в разделе III Закона Украины «О перевозке опасных грузов», а также положения статьи 26 указанного Закона, согласно которым во время осуществления международных перевозок опасных грузов положения международных договоров Украины имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству. Кроме того, положения пунктов 15 и 21 Лицензионных условий противоречат друг другу.

5. Положениями пункта 16 Лицензионных условий определен перечень документов, которые должны храниться лицензиатом, а также определены сроки хранения документов, но не учтены положения ДОПОГ о ведении уполномоченным учета обучения (подраздел 1.8.3.3 ДОПОГ), о хранении перевозчиком копии транспортного документа в течение не менее трех месяцев (подраздел 5.4.4.1 ДОПОГ) и о хранении комплекта технической документации на цистерну в течение всего срока эксплуатации цистерны и следующих пятнадцати месяцев после снятия ее с эксплуатации (пункт 4.3.2.1.7 ДОПОГ).

6. В пункте 21 Лицензионных условий не учтено, что согласно положениям пункта 10.1 Правил по маршрутам, согласованным с уполномоченным органом, должны осуществляться только перевозки опасных грузов, являющихся грузами повышенной опасности (грузы повышенной опасности — опасные грузы, которые могут быть использованы не по назначению, а в террористических целях и соответственно привести к тяжелым последствиям, таким как массовая гибель людей или большие разрушения. Перечень грузов повышенной опасности определяется согласно главе 1.10 ДОПОГ).

С Национальной полицией согласовываются только перевозки грузов повышенной опасности

7. В пункте 34 Лицензионных условий перечислены предметы дополнительного оборудования и элементы маркировки, при наличии которых транспортные средства допускаются к внутренним и международным перевозкам опасных грузов и опасных отходов. Положения указанного пункта Лицензионных условий не отвечают ни требованиям пунктов 5.2, 5.6 и раздела 12 Правил, ни требованиям разделов 8.1.4, 8.1.5 и главы 5.3 ДОПОГ. Непонятно, что означает определение «Информационные таблички об опасном грузе по перечню опасных грузов», поскольку оно не применяется в ДОПОГ, Правилах и Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 10.10.2001 № 1306. Если под этим определением разработчики Лицензионных условий подразумевали таблички оранжевого цвета с указанными на них идентификационным номером опасности и номером ООН, то им следует знать, что согласно положениям главы 5.3 ДОПОГ и раздела 12 Правил такие таблички используются только для обозначения транспортных средств, перевозящих опасные грузы в цистернах или навалом (насыпью), и не используются для обозначения транспортных средств, перевозящих упаковки с опасными грузами. Единственным исключением является перевозка радиоактивных материалов в условиях исключительного использования. Зачем для получения лицензии на право проведения хозяйственной деятельности по перевозке опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом нужно комплектовать транспортные средства предметами дополнительного оборудования, если при перевозке таких грузов этого не требует законодательство в сфере перевозки опасных грузов и отходов?

Требования к маркировке транспортных средств в Лицензионных условиях устарели

В проекте постановления Кабинета министров «О внесении изменений в Лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», который сегодня разрабатывается ГСУ по безопасности на транспорте, фактически исправлена только одна ошибка, связанная с категорией удостоверения водителя, а добавлено при этом множество новых положений, которые никоим образом не отвечают действующему законодательству Украины в области перевозки опасных грузов и ДОПОГ.

Мы подготовили проект изменений и дополнений к Лицензионным условиям и отправили его заместителю Министерства инфраструктуры Украины по вопросам евроинтеграции