28/08/2018

Проверки цистерн для перевозки опасных грузов

Все страны с которыми граничит Украина начинают требовать проверки цистерн для перевозки опасных грузов. Эта норма предусмотрена главами 6.7 и 6.8 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) и в Европейском Союзе перевозка опасных грузов в цистернах термин очередной проверки которых просрочен считается нарушением категории 1, при выявлении которого перевозка опасного груза останавливается. 

Проверки цистерн начали требовать не только в странах Европейского Союза

Но не только страны Европейского сообщества требуют проверку цистерн для перевозки опасных грузов. Так, своим письмом от 15.06.21018 № 20.1-23/954/1 Белорусское государственный концерн по нефти и химии Республиканского унитарного предприятия "Производственное объединение "Белорусьнефть" проинформировал украинских перевозчиков о том, что с 01.09.2018 пропан-бутан указанным предприятием не будет отгружаться в цистерны на которых отсутствует коррозиестойкая табличка с указанными на ней датой и видом проверок, проведенных в соответствии с положениями главы 6.8 ДОПОГ. И это несмотря на то, что в Белоруссии отсутствуют предприятия (эксперты), которые проводят проверки цистерн для перевозки газов класса 2 в соответствии с положениями главы 6.8 ДОПОГ. Сами белорусские перевозчики, у которых цистерны для газов изготовлены в соответствии с ДОПОГ, выполняют проверки в других странах. В Беларуси проводят освидетельствование цистерн для перевозки пропан-бутановой смеси для цистерны, у которых в эксплуатационных документах указано эксплуатация в соответствии с требованиями правил сосудов, работающих под давлением, т.е. изготовленных не в соответствии с ДОПОГ.

Автоцистерна для перевозки сжиженных углеводородных газов UN 1965

Причины введения проверок цистерн для перевозки опасных грузов

Перевозка любых грузов автомобильным транспортом может быть опасна сама по себе, а перевозка опасных грузов в цистернах значительно повышает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на дорогах. Одной из причин этого являются физико-химические свойства таких грузов, которые представляют серьезную дополнительную опасность, к тому же сам груз в цистерне из-за смещения во время движения значительно влияет на устойчивость и управляемость транспортного средства, о чем свидетельствует большое количество аварий с участием автоцистерн. Такие аварии могут иметь катастрофические последствия для людей и окружающей среды (в случае взрыва или утечки химического груза они могут быть необратимыми) и, к величайшему сожалению, такие примеры хорошо известны. 

Например, в Испании в 1978 году из-за утечки из автоцистерны пропилена произошел взрыв с образованием огненного шара с температурой свыше 1000 градусов, который создал воронку диаметром почти 20 метров и глубиной 1,5 метра. В радиусе трехсот метров было уничтожено все — автомобили, прицепы и здания. Погибло 217 человек и было ранено 300, многие из них тяжело.

Еще одна известная авария произошла в Германии в 1987 году при перевозке бензина и дизельного топлива. В результате взрыва погибло 6 человек, ранено 38, полностью разрушено 12 многоквартирных домов.

Единственным законным способом проверки соответствия встроенных цистерн требованиям части 6 ДОПОГ и определения перечня опасных грузов, допущенных к перевозке в автоцистернах, являются проверки цистерны.

Проверка цистерны для перевозки опасных грузов

Ситуация в Украине с проверками цистерн для перевозки опасных грузов

В Украине почти ежемесячно происходят дорожно-транспортные происшествия с переворачиванием автоцистерн, перевозящих опасные грузы.

Во время проверки соответствия конструкции специализированных транспортных средств для перевозки опасных грузов требованиям ДОПОГ и Правил дорожной перевозки опасных грузов, утвержденных приказом МВД от 26.07.2004 № 822 (далее — Правила), Сервисные центры МВД выявляют много встроенных цистерн без маркировки, которая должна указывать на соответствие их конструкции требованиям ДОПОГ (подраздел 6.8.2.5 ДОПОГ) и сертификату типа транспортного средства (подраздел 6.8.2.3 ДОПОГ). В такой ситуации фактически невозможно определить перечень опасных грузов, к перевозке которых может быть допущена цистерна, что создает большую опасность для общества и окружающей среды. 

Согласно подразделу 6.8.2.4 ДОПОГ и пункту 4.5.14 Правил корпуса цистерн, предназначенные для перевозки опасных грузов, и их оборудование должны периодически проверяться.

Положениями пункта 4.3.2.3.7 ДОПОГ и 4.5.15 Правил запрещается наполнять и предоставлять для перевозки встроенные цистерны после окончания срока действия их последней периодической проверки (цистерны, которые были наполнены до истечения этого срока, могут перевозиться в течение не более трех месяцев после окончания срока действия последнего периодического испытания). 

Для обеспечения возможности выполнения указанных требований Правил и ДОПОГ МВД и Министерство инфраструктуры разработали и утвердили общим приказом от 12.05.2015 № 166/550 Порядок проверки цистерн для перевозки опасных грузов (далее – Порядок). Этим Порядком определены процедуры проведения проверки и маркировки автоцистерн, которые используются для перевозки жидких, порошкообразных и гранулированных опасных грузов, а также предоставления субъектам хозяйствования полномочий на проведение проверки цистерн. 

В настоящее время Главным сервисным центром МВД предоставлены полномочия на проведение проверки цистерн, выдачу по ее результатам свидетельств о первичной, промежуточной, периодической или внеплановой проверке и нанесению соответствующей маркировки на цистерны всего нескольким субъектам хозяйствования. Их количества пока недостаточно для введения проверок цистерн для перевозки опасных грузов в Украине. Основной причиной небольшого количества субъектов хозяйствования, уполномоченных на проверку цистерн, в Украине является низкий интерес последних к данному виду деятельности и крайне длительная процедура получения аттестата об аккредитации органа по оценке соответствия с определенной в соответствии с Законом Украины «Об аккредитации органов по оценке соответствия» сферой аккредитации, охватывающей методы и процедуры испытаний и проверок цистерн для перевозки опасных грузов, определенных Порядком и ДОПОГ.