24/03/2020

К какому номеру ООН относятся медицинские отходы, вызывающие заболевание COVID-19, и как их правильно перевозить

Компетентный орган Польши по вопросам классификации опасных грузов класса 6.2 принял решение относить медицинские отходы, в отношении которых есть основания полагать, что они инфицированы вирусом SARS CoV2, вызывающим болезнь COVID-19, к номеру ООН 2814. Это решение принято для защиты всех участников перевозки опасных грузов, поэтому водителям следует принимать во внимание информацию, нанесенную на упаковку с опасным грузом и указанную в транспортном документе, сопровождающем его перевозку.

Следует сразу отметить, что поскольку подраздел 2.2.62.1 ДОПОГ не содержит точных критериев для отнесения опасных грузов к номеру ООН 2814, грузоотправители других стран могут относить такие медицинские отходы к другому номеру ООН. Обычно медицинские отходы относятся к номеру ООН 3291, и такие грузы допускается перевозить даже навалом в специализированных транспортных средствах. Но чаще всего они перевозятся в таре, которая обычно не отличается от тары для других опасных грузов. Однако в случае с номером ООН 2814 все иначе. Перевозка навалом медицинских отходов, отнесенных к этому номеру ООН, запрещена. 

Давайте разберемся, каким образом в этом случае обеспечивается безопасность перевозки. В первую очередь инфекционные вещества категории А должны перевозиться в очень надежной таре и должны быть определенным способом упакованы. Грузоотправители должны обеспечить такую упаковку, чтобы во время перевозки инфекционные вещества не представляли опасности для людей или животных и упаковки прибыли в место назначения в целости и сохранности. Согласно ДОПОГ для перевозки опасного груза № ООН 2814 должна использоваться тара, описанная в главе 6.3, а упаковка должна осуществляться согласно инструкции по упаковке P620.

Испытания тары для таких инфекционных веществ больше напоминают испытания упаковок типа А, предназначенных для радиоактивных жидкостей и газов, чем для других опасных грузов. Например, упаковочный комплект с наружным картонным ящиком проходит испытание на падение с высоты 9 м, испытание на прокол стержнем массой не менее 7 кг, обрызгивание водой и штабелирование. Водители могут опознать такую тару по слову и цифрам «Class 6.2» в кодировке тары. Это значит, что в стандартных желтых ведерках, которые можно увидеть в любой больнице, в Польше такие отходы перевозить нельзя. Тем более, для упаковки таких грузов обычные полиэтиленовые мешки тоже непригодны (как это иногда делается у нас).

Тара для перевозки инфекционных веществ категории B

Инструкция по упаковке P620 предусматривает меры, при соблюдении которых в нормальных условиях перевозки опасное вещество не может проникнуть наружу. Например, обязательное использование герметичной внутренней и промежуточной тары, которые помещаются в жесткую наружную тару, использование специальных способов герметизации первичных емкостей, использование в случае жидких грузов достаточного количества абсорбирующего материала и т.п.  

Что касается самой перевозки, то тут просто надо вспомнить, что при перевозке опасных грузов класса 6.2 первоочередное правило – соблюдение чистоты! В случае утечки или разлива этих веществ внутри транспортного средства, оно может вновь использоваться только после тщательной очистки и дезинфекции. Все другие грузы и предметы, перевозимые в том же транспортном средстве или контейнере, должны пройти проверку на возможное загрязнение. Деревянные части транспортного средства, которые соприкасались с этими веществами, должны быть демонтированы и сожжены.

Упаковки должны укладываться таким образом, чтобы они были легко доступны. Упаковки должны храниться только в прохладных местах вдали от источников тепла.

Опасный груз № ООН 2814 относится к транспортной категории 0. Это значит, что в любых количествах он должен перевозиться на транспортных единицах, маркированных табличками оранжевого цвета, водителем, имеющим свидетельство ДОПОГ, при наличии ADR-комплекта и письменных инструкций. 

Что касается огнетушителей, то тут все по принципу «пусть горит». Специальное положение S3 указывает, что достаточно только одного огнетушителя ОП-2, пригодного для тушения пожара в моторном отсеке или кабине. Можно с этим не соглашаться, но пока – такие правила, ничего не попишешь.

При перевозке этих веществ надлежит, по возможности, не делать остановок для технического обслуживания вблизи населенных пунктов или мест скопления людей. Длительная остановка вблизи таких мест допускается только с согласия компетентных органов.

Разрешено движение с этим грузом через тоннели любой категории, кроме движения через тоннель Монблан.

Требования к наблюдению применяются к любому количеству таких опасных грузов. Этот груз в любых количествах является грузом повышенной опасности, что обязывает перевозчиков разрабатывать план обеспечения безопасности, а водителей — его соблюдать. Не следует оставлять транспортное средство незакрытым и тем более с ключами в замке зажигания. Если на транспортном средстве установлено необходимое оборудование, должны использоваться системы телеметрии или другие методы, или устройства, позволяющие отслеживать движение грузов.

Что касается транспортного документа, в дополнение к общей информации, требуемой при перевозке любых опасных грузов, при перевозке инфекционных веществ в транспортном документе должны указываться фамилия и номер телефона ответственного лица.

Перед возвращением порожней тары грузоотправителю или иному получателю она должна быть дезинфицирована или стерилизована в целях устранения любой опасности, и все знаки опасности или маркировочные знаки, указывающие, что в ней содержалось инфекционное вещество, должны быть сняты или стерты.

Соблюдайте эти правила и будьте здоровы!